Реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в России — комплекс мероприятий по изменению структуры системы обращения с отходами, который реализует Правительство и регионы Российской Федерации.
Этапы реформы:
- Подготовка и согласование территориальных схем обращения с отходами в каждом регионе страны.
- Выбор региональных операторов, которые будут отвечать за весь цикл обращения с отходами.
- Установка единого тарифа по региону на услугу по обращению с отходами.
- Создание в регионах современных высокотехнологичных комплексов по утилизации отходов.
Параллельно с этими мерами планируется постепенное введение раздельного сбора мусора.
Территориальная схема обращения с твёрдыми коммунальными отходами— это подробное описание системы организации и осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов на территории субъекта РФ за определённый период.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 сентября 2016 года № 747 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Краснодарском крае.
Согласно Территориальной схеме Краснодарского края, в регионе формируется новая система обращения с ТКО, включающая 11 зон деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.
Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни ТКО, включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в специально отведенных для этого местах.
По результатам конкурсного отбора 1 августа 2018 года Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края обществу с ограниченной ответственностью Многопрофильное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» Красноармейского района сроком на 10 лет присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Крымской зоне деятельности, в которую включен Темрюкский район.
Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональный оператор не имеет права отказаться заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО, если места сбора и накопления отходов находятся в его зоне деятельности.
Согласно поправкам в 458-ФЗ услуга по сбору и вывозу ТКО перешла из жилищной в коммунальную.
Согласно новым правилам, каждому субъекту РФ необходимо будет установить единый по всему региону тариф на услугу по обращению с отходами в отношении выбранного регионального оператора.
Вся реформа призвана урегулировать сферу сбора и вывоза мусора.
Рост цен в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами обусловлен необходимостью строительства новых объектов для обеспечения экологической безопасности сферы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Вместо экологически опасных полигонов по захоронению отходов планируется строительство современных предприятий по переработке мусора.
Система сбора и обработки мусора в России практически не обновлялась в течение последних 40—50 лет.
Общая система обращения с отходами сформирована пятью основными звеньями:
- полигоны;
- компании-перевозчики (сбор и вывоз мусора — обычно несколько компаний в регионе);
- комплексные мусороперерабатывающие заводы (сортировка, переработка, сжигание, захоронение неперерабатываемых отходов);
- мусоросжигательные заводы;
- специализированные предприятия.
По-прежнему одной из основных тенденций в области переработки мусора остаётся рост общей площади полигонов — под них ежегодно выделяются 7—10 тыс. га земель. Основной сложностью на пути к переработке ТКО является отсутствие в нашей стране системы раздельного сбора мусора, являющейся неизбежным условием для их глубокого рециклинга. Так, 60—80 % морфологического состава ТБО представляет собой потенциальное сырье для использования в промышленности (35—45 %) или компостирования (25—35 %). Однако сортировка смешанных и перевезённых в одном мусоровозе ТКО позволяет извлечь лишь 11—15 % вторичных ресурсов. При этом практически невозможно использовать биоразлагаемые (органические) отходы.
Именно поэтому основная задача реформы заключается в формировании принципиально новой, современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами — системы, направленной на повышение экологической сознательности населения и создание такой инфраструктуры, которая позволит максимально сократить захоронение полезных фракций и перейти на их переработку и вторичное вовлечение в промышленное производство. Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов — от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями.
В рамках реформы будет полностью исключена возможность использования для размещения ТКО несанкционированных свалок.